Тосол или антифриз: в чем проблема выбора?

03.02.2014

Тосол или антифриз

Приобретая охлаждающую жидкость, многие автомобилисты задаются вопросом – что же все-таки выбрать: тосол или антифриз? Разноцветные жидкости, множество производителей, да еще и разные названия! Мы поможем вам сориентироваться среди всего этого многообразия и сделать правильный выбор.

Существует ошибочное мнение, что тосол является отечественным продуктом, а антифриз – импортным, поэтому лучше покупать антифризы. В настоящее время отечественные производители тоже называют свои охлаждающие жидкости антифризами, чтобы повысить их популярность.

Разделение охлаждающих жидкостей на тосол или антифриз достаточно условно и существует только на постсоветском пространстве.  Для того чтобы понять различие в названиях, обратимся к истории их возникновения. Слово «антифриз» происходит от греческого ἀντι- – «против» и английского freeze – «замерзать». Поэтому антифризом можно назвать любую охлаждающую жидкость.

«Тосол» – это название охлаждающей жидкости, созданной в СССР. Изначально советская промышленность выпускала только один антифриз для автомобильных двигателей – «Антифриз по ГОСТ 159». Однако он агрессивно воздействовал на металлы, сильно пенился и практически не имел запаса щелочности. При разработке совместно с итальянскими специалистами автомобиля ВАЗ необходимо было создать охлаждающую жидкость более высокого качества, отвечающую всем необходимым требованиям.

Этиленгликоль

Союзное НИИ органической химии и технологии в течение нескольких лет разрабатывало рецептуру охлаждающей жидкости, не уступающей по качеству итальянской. Она получила название «Тосол». Часть слова «тос» – сокращенное название отдела, разработавшего эту жидкость («Технология органического синтеза»), а окончание «ол» применяется для обозначения спиртов (этиленгликоль — это двухосновный спирт). Торговая марка «Тосол» не была зарегистрирована, поэтому ее используют многие изготовители охлаждающих жидкостей.

Все современные охлаждающие жидкости, неважно это тосол или антифриз, состоят из этиленгликоля (реже – из пропиленгликоля), воды и пакета присадок. Именно состав присадок определяет свойства продукта и позволяет разделить жидкости на классы.

При традиционной технологии производства основу пакета присадок составляют соли неорганических кислот (силикаты, нитраты, нитриты, бораты, фосфаты, амины), при карбоксилатной – органические кислоты. Гибридная технология представляет собой разновидность карбоксилатной (к основе из солей карбоновых кислот добавляется незначительное количество силикатов и (или) фосфатов. Лобридные антифризы сочетают органическую основу с небольшим количеством минеральных ингибиторов. На отечественном рынке доминирует продукция, произведенная по традиционной и карбоксилатной технологиям. Тосол можно относить к традиционным антифризам.

Антифризы, произведенные по карбоксилатной технологии, имеют ряд преимуществ перед традиционными. Они лучше охлаждают двигатель, имеют увеличенный ресурс эксплуатации и большую высокотемпературную стабильность. Карбоксилатные антифризы лучше совместимы с пластиками, способны защищать алюминий при высоких температурах, не образуют отложений на радиаторе и более экологичны. Карбоксилатные антифризы закипают при температуре около 120°С, а тосол или традиционный антифриз – при 105–110°С. Разница вроде и небольшая, но при попадании в пробку в жаркий летний день она может стать решающей. 

Таким образом, при выборе охлаждающей жидкости нужно ориентироваться не на название – тосол или антифриз – а на ее тип, а также рекомендации производителя автомобиля. Список одобренных им антифризов можно найти в сервисной книге автомобиля или на интернет-сайте автопроизводителя.

 


Порекомендовать друзьям
  • Нравится