AdBlue: кажущаяся простота

14.11.2014

AdBlue: кажущаяся простота

В продолжение беседы об охлаждающих жидкостях, размещенной в предыдущем номере газеты, предлагаем вниманию читателей разговор с Сергеем Владимировичем Самсончиком – директором СООО «М-Стандарт», которое впервые на территории Таможенного союза наладило выпуск реагента AdВlue для снижения выбросов оксидов азота (NОх) дизельных двигателей. Надеемся, для руководителей и технических специалистов предприятий, располагающих современным подвижным составом, эта беседа окажется не только познавательной, но и полезной.

AdBlue продукт интересный. Его название зарегистрировано как товарный знак Ассоциацией автомобильной промышленности Германии (VDA). И именно производители автотехники рекомендуют его использование в грузовых автомобилях для обеспечение чистоты выхлопных газов дизельных двигателей стандарта Евро-4, Евро-5 и Евро-6, оборудованных системой SCR (Селективной каталитической нейтрализации). Уникальность AdBlue состоит вот в чем. Если топливо может быть разным по качеству в зависимости от добросовестности производителя, автозаправочных станций, а те же моторные масла различаться по своему составу, то с реагентом AdBlue все по-другому. Либо это оригинальный продукт, который можно смело использовать в автомобиле, или вообще не AdBlue, а жидкость, которую перевозчик может использовать только на свой страх и риск. Любые предлагаемые «аналоги» с похожими названиями производителям автотехники просто не известны.


AdBlue: кажущаяся простота


Чем чревато использование подобных жидкостей?

Не вдаваясь в технические тонкости, о них расскажу позже, а сейчас затрону лишь экономическую сторону вопроса. В случае поломки системы SCR автомобиля, который находится на гарантийном обслуживании и в который залита сомнительная смесь, он автоматически «слетает» с гарантии. Но и это не все. Процесс нейтрализации NOx в отработанных выхлопных газах возможен только при наличии катализатора пентаоксида ванадия. Но как только в реагенте появляется примесь (как правило, это следы металлов) на катализаторе образуется налет в виде пленки, которая изолирует его от действующего вещества. Сколько стоит замена катализатора и во что может обойтись ремонт машины, знает каждый перевозчик. Суммы это, поверьте, немалые.

Между тем, рынок просто переполнен подобными «аналогами». Каковы реальные объемы такой продукции на рынке СНГ?

Судите сами: в России только один производитель имеет право называть свою продукцию AdBlue – ЗАО «Обнинскоргнефтесинтез». Как производится все остальное, каким стандартам подчиняется – трудно сказать.

Но ведь не секрет, что состав реагента достаточно простой, и его основной компонент мочевина, или карбамид. Почему бы не допустить, что под другими марками скрывается абсолютно идентичный AdBlue продукт?

Здесь надо принимать во внимание несколько существенных нюансов, которые лежат в области химии. Действительно, на первый взгляд, сложного ничего нет. Казалось бы, что проще? Покупай мочевину, которая в больших количествах выпускается для производства сельскохозяйственных удобрений, разбавляй водой до нужной концентрации и лей в систему! (Кстати, некоторые так и делают). Тем не менее, производителей AdBlue в мире не так уж много. Почему? Начнем с требований, предъявляемых к реагенту. Для того чтобы гарантировать работу катализатора длительное время, производство AdBlue регламентировано международным стандартом ISO 22241-1, который определяет, какова должна быть чистота конечного продукта, как его изготавливать, как хранить, а также целый комплекс других требований.


AdBlue: кажущаяся простота


В сельскохозяйственном карбамиде действительно много действующего вещества. Но здесь есть два «но». Первое касается примесей, которые содержатся в воде. Соответственно, второй нюанс касается примесей в карбамиде. Да-да, именно тех, которые образуют изолирующую пленку.

Неужели сегодня так сложно получить чистую воду?

А какая, по-вашему, вода самая чистая?

Дистиллированная, конечно.

Так принято считать. Тем не менее, вода, полученная при помощи дистиллятора, не подходит для производства AdBlue, поскольку не соответствует требованиям, предъявляемых по чистоте.

AdBlue: кажущаяся простота

Что касается карбамида, то наладить производство химически чистого вещества не составляет особых сложностей. Вот только пока мало кто берется за это. Дело в том, что практически каждый из существующих заводов ориентирован на потребности сельского хозяйства, и каждая из нескольких имеющихся установок ориентирована на производство 1000–1400 тонн карбамида в сутки, а это слишком большие объемы по сравнению с потребностями для изготовления AdBlue. Чистота конечного продукта зависит от чистоты газов, которые применяются при его производстве. И эта чистота в реальности достаточно высока, чтобы получить необходимый компонент для AdBlue. Что же мешает заняться изготовлением пригодной мочевины? Ответ заключается в особенностях ее потребления сельскохозяйственными предприятиями: удобрения, как правило, особенно востребованы два раза в году – весной и осенью. Все остальное время они просто хранятся на складах. Но карбамид обладает одним «неудобным» свойством: он слеживается в течение одного месяца, превращаясь в монолитную глыбу, которую неудобно ни грузить, ни перевозить, ни использовать по назначению. Чтобы этого избежать, используются антислеживающие присадки, как правило, это натрий. И если для сельского хозяйства он просто спасение, то для изготовления реагента AdBlue наличие металла категорически неприемлемо, поскольку превышает допустимую концентрацию в 10-16 раз. И даже если производитель согласится выпустить небольшой объем чистого продукта, то максимум, что он сделает – перекроет форсунку, через которую поступали добавки. А ведь следы металла на конвейере останутся! Что имеем в итоге? Карбамид, который для AdBlue еще не годен, а для сельского хозяйства уже не годен.

Получается, что пока здесь нет большого спроса на оригинальный продукт, не будет и своего цивилизованного производства. А почему не допустить, что перевозчик может приобрести прибор для контроля качества реагента?

Лаборатории, способные определить наличие примесей, в России можно пересчитать по пальцам одной руки. Одна работает в Беларуси, одна в Словении, несколько в Польше. Стоимость их оснащения очень высока даже для самого успешного бизнесмена. Самое доступное, что может позволить себе перевозчик, – это приобрести рефрактометр, с помощью которого сможет замерять содержание карбамида в продукте. Таким образом, мы возвращаемся к тому, с чего начали. Ассоциация автомобильной промышленности Германии говорит: «Не надо рисковать. Вот список предприятий, которые мы проверяем и за которые ручаемся. Здесь изготавливают один и тот же, оригинальный и качественный продукт, независимо от страны, в которой расположено производство».

Что можно покупать, а что нет, мы выяснили. Теперь давайте поговорим о том, как надо и как нельзя использовать реагент. Ведь пресловутый «человеческий фактор» никто не отменял.

К сожалению, основная проблема, с которой сталкиваются белорусские автоперевозчики, – недостаточная грамотность обращения с AdBlue, причем, как правило, среди водителей. Для того чтобы привести реагент в негодность, не требуется прилагать много усилий. Достаточно взять металлический штырь и перемешать им жидкость. Обычное дело, когда на заправках водители заливают оригинальный AdBlue через металлическую лейку или лейку со следами масла. И даже если водитель идет и покупает новую пластмассовую лейку, это не гарантия «чистой» заливки: внутри ее может быть встроено металлическое «ситечко».

До тех пор, пока культура обращения с AdBlue не сформируется не только у механиков и инженеров, но и у водителей, будут возникать неприятные для перевозчиков ситуации. А иногда и курьезные. Звонят как-то из автотранспортной компании: «В вашем AdBlue недостаточное содержание карбамида!» Спрашиваем: чем измеряли? Ответ: «Рефрактометром. Предыдущая партия была нормальная, а в этой концентрация занижена». Начинаем разбираться, задаем вопросы специалисту, который проводил замеры. Выясняется: при измерениях температура реагента в каждом случае была разной, в то время как инструкция предписывает: измерения должны проводиться при 20 градусах, а отклонение на 3-4 градуса может привести к разнице показаний до 10%.


AdBlue: кажущаяся простота


Что можно сказать о применении AdBlue в условиях приближающейся зимы?

Реагент замерзает при температурах ниже минус 11 градусов. Но ничего страшного в этом нет: после размораживания он сохраняет все свои свойства. Это прекрасно знают водители, но, к сожалению, иногда их знания на этом и заканчиваются. В результате можно наблюдать такую картину: используя локальный подогрев, водитель отогревает часть реагента и начинает движение. Но поскольку первой оттаивает вода, то именно она поступает в систему. Машина сигнализирует о сбое, водитель звонит механику, в конце концов причина выясняется. Что дальше? Автомобиль едет дальше не с полноценным реагентом, а на «рассоле», поскольку часть воды уже израсходована. Что делает водитель? Как правило, доливает очередную порцию AdBlue. Но концентрация карбамида по-прежнему выше нормы, и автомобиль сигнализирует об этом. Снова звонок механику, претензии относительно качества закупленного реактива. Вот в такие реальные ситуации выливается недостаток элементарных знаний. Замечено: на крупных предприятиях, где находят время для обучения персонала, такие случаи возникают реже. Тем не менее, процесс идет: даже в небольших транспортных фирмах уже учатся, пусть даже на собственных ошибках. Ведь, в сущности, здесь нет ничего сложного.

Какие факторы влияют на рост рынка потребления AdBlue на территории стран Таможенного союза?

AdBlue: кажущаяся простота

Если раньше автомобили экологического стандарта Евро-4 и выше завозились, как правило, из-за рубежа, то сегодня уже и отечественные автопроизводители выпускают технику такого класса. Например, все автобусы МАЗа выпускаются с системой, предусматривающей использование AdBlue, и наше предприятие уже является поставщиком реагента на автомобильный конвейер. Мы реализуем реагент в Беларуси, а также поставляем его в Прибалтику, Россию, Украину, Казахстан. Не за горами использование систем SCR в сельскохозяйственной и строительной технике, а также в легковых автомобилях.

Вопрос, вытекающий из водительской практики. Когда двигатели с системой SCR только начали выпускаться, их производители заверяли: если вдруг реагент закончился, но есть необходимость продолжать движение, ничего страшного не произойдет, просто выхлоп будет не таким чистым. Тогда водители решили: к чему лишние затраты, если можно ездить без AdBlue в странах, где экологические требования не такие жесткие? Так ли безобидна эксплуатация автомобиля с пустыми емкостями для AdBlue?

Исходя из той информации, которой располагаю, могу сказать так: действительно, для самого двигателя никакого вреда в этом нет, ведь реагент впрыскивается в систему выхлопных газов, которая расположена уже после двигателя. Но есть в этом вопросе другой момент, который обусловлен самим предназначением систем с AdBlue: уменьшать количество вредных выбросов оксидов азота в окружающую среду. Для того чтобы стимулировать перевозчика к его использованию в полном объеме, автопроизводители вносят с систему управления двигателем следующий алгоритм: если у тебя в системе SCR нет AdBlue, значит, автомобиль представляет собой повышенную опасность для экологии. И чтобы снизить токсичность отработанных газов, автоматика тут же понижает мощность двигателя. Естественно, с экономической точки зрения продолжать движение в таком режиме невыгодно.

Как скоро настанет время, когда случаи применения такой сомнительной «экономии» прекратятся, и водители всегда и везде будут на 100% использовать систему очистки выхлопных газов?

Думаю, скоро. В том, что оно наступит, сомнений нет. Вспомните ситуацию с первыми тахографами, когда водители ездили по Европе, соблюдая режим труда и отдыха, а едва переехав границу, отключали их. Стараниями Транспортной инспекции и сотрудников ГАИ сегодня применение тахографов стало нормой. Уверен, точно так же будет и с применением AdBlue.


AdBlue: кажущаяся простота


Хотите стать нашим партнером и приобретать AdBlue в Киеве и других городах Украины? Тогда просто свяжитесь с нами и получите выгодное коммерческое предложение!


Порекомендовать друзьям
  • Нравится